социальная работа с детьми инвалидами

Важные материалы в статье на тему: "социальная работа с детьми инвалидами" с источниками и комментариями. Если в процессе прочтения возникли вопросы, вы всегда можете задать их дежурному специалисту.

Социально-педагогическая помощь – это создание оптимальных условий для полноценного развития детей, имеющих какие-то отклонения в развитии (ограниченные возможности, инвалидность).

Социально-педагогическая помощь детям-инвалидам ориентирована на социальное развитие ребенка и его приспособление к социальной жизнедеятельности.

Дети-инвалиды являются особой категорией граждан, имеющих функциональные ограничения, вызванные различными патологиями и травмами, приводящими к возникновению сложностей для реализации нормальной жизнедеятельности. К таким детям требуется применять особый подход, чтобы организовать их обучение и развитие. Огромную роль в данном процессе выполняет социально-педагогическая работа.

Готовые работы на аналогичную тему

Разновидности социально-педагогической помощи детям-инвалидам

Дети-инвалиды нуждаются в комплексной помощи и поддержке. Они выступают объектом социально-педагогической работы. Для ее организации привлекаются специалисты из медицинской, социальной, психологической служб.

Каждый ребенок-инвалид имеет свои особенности развития и потребности, поэтому, социально-педагогическая работа с детьми данной категории носит индивидуальный характер.

Социально-педагогическая помощь детям-инвалидам оказывается в следующих вариантах:

  1. Информационная поддержка. Она связано со снабжением детей-инвалидов и их семей информацией по защите своих прав и свобод, возможностях социальной защиты, об услугах социального характера, которые предусмотрены законодательством и выполняются общественными организациями и социальными службами в отношении детей-инвалидов.
  2. Правовая защита. Она ориентирована на реализацию прав и свобод детей-инвалидов, соблюдения норм законодательства в области их развития и получения помощи и поддержки, разрешение гражданских и трудовых вопросов, ЖКХ и семейных проблем.
  3. Реабилитационная помощь. Она связана с предоставлением инвалидам реабилитационных услуг в различных центрах для поддержания их состояния здоровья: психического, эмоционального, физического.
  4. Профилактические мероприятия. Они связаны с профилактикой развития асоциального поведения детей-инвалидов: употребление наркотических, психотропных, алкоголе содержащих веществ.
  5. Социально-психологическая поддержка детей-инвалидов и их семей. Она связана с создание благоприятного микроклимата в семье и социальной среде, создание условий для комфортного пребывания ребенка в той или иной социальной сфере.
  6. Бытовая поддержка. Она ориентирована на формирование адекватных бытовых условий проживания детей-инвалидов, обеспечение их жильем и комфортным бытом.
  7. Экономическая поддержка. Она ориентирована на соблюдение прав детей-инвалидов в части получения пособий, выплат, компенсаций и иной материальной помощи.
  8. Психологическая поддержка родителей. Она состоит в проведении психологических тренингов, повышение педагогической компетентности родителей, оказания им помощи в принятии особенностей своего ребенка и необходимости его развития по коррекционным программам.
  9. Работа с семьями группы-риска. Она связана с обеспечением нормальной жизнедеятельности детей и их полноценного развития в семьях, относящихся к группе-риска.
Читайте так же:  перевод из сельхозназначения в ижс

Социально-педагогическая помощь носит комплексный характер. Она должна быть своевременно оказана, чтобы предотвратить развитие вторичных отклонений в развитии и устранить сложности социального развития и жизнедеятельности.

Организация социально-педагогической работы с детьми-инвалидами

Поддержка детей-инвалидов, ориентированная на создание условий для их полноценного нормального развития, осуществляется по следующим направлениям:

  1. Социокультурное развитие и адаптация ребенка- инвалида. Она связана с воспитанием ребенка по специальным коррекционным программам, направленным на полноценное личностное развитие, формирование основ культуры личности и социальных качеств.
  2. Профилактика социальной дезадаптации. Она связана с оказанием психологической помощи ребенку-инвалиду в принятии себя и своих особенностей, устранении проблем в установлении социальных коммуникативных связей, а также работу с социальной средой по созданию адекватной обстановки для каждого ее члена, независимо от особенностей его развития.
  3. Социокультурная реабилитация. Она связана с приспособлением детей-инвалидов к социуму, посредством работы по коррекции их отклонения и создания возможностей социальной жизнедеятельности вместе с имеющимися ограниченными возможностями.
  4. Посредничество в установлении социального взаимодействия ребенка-инвалида и его родителей с социальным окружением.

Социально-педагогическая работа с детьми-инвалидами организуется основании предварительной диагностики развития ребенка, его социальных функций и дисфункций, уровня развития психических процессов и текущего психического состояния организма.

Социально-педагогическая работа с ребенком-инвалидом основывается на активном вовлечении его самого в этот процесс. Поэтому, ведется огромная работа по активизации его внутреннего потенциала, привлечению всех внутренних ресурсов, чтобы восстановить те свойства личности, которые являются социально значимыми и необходимыми для социальной жизнедеятельности. Кроме того, применяется система методов, направленных на формирование у ребенка потребности и желания саморазвиваться и самообеспечивать свою жизнедеятельность.

Обязательным компонентом реабилитационного развития ребенка-инвалида является его приобщение к трудовой деятельности. Дети обучаются трудовым навыкам и получают представлении о многообразии видов труда и направлений трудовой деятельности, осваивают некоторые профессиональные аспекты деятельности.

Читайте так же:  срок службы кирпичного дома

Социально-педагогические технологии, применяемые в работе с детьми-инвалидами

Социально-педагогическая работа с детьми-инвалидами реализуется на основании следующих социально-педагогических технологий:

Формы и методы работы социального работника с семьей ребенка-инвалида

Гаранькина, Г. Е. Формы и методы работы социального работника с семьей ребенка-инвалида / Г. Е. Гаранькина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1126-1128. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18711/ (дата обращения: 03.08.2021).

Видео (кликните для воспроизведения).

Одной из наиболее актуальных проблем социальной работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка-инвалида. В такой ситуации ребенок — инвалид и семья, в которой он воспитывается, нуждаются в помощи социального работника, который смог бы активно войти в конкретную жизненную ситуации семьи, смягчить воздействие стресса, помочь мобилизовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи.

Главная цель в работе социального работника с семьей ребенка-инвалида — помочь семье справиться с трудной задачей воспитания, способствовать ее оптимальному функционированию, воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель социального работника — способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка-инвалида.

Рождение больного ребенка неизбежно изменяет уклад и особенно психологический климат в семье. Все члены семьи, и в первую очередь мать находятся в состоянии эмоционального стресса. И в таком состоянии многие родители хотят отказаться от ребенка-инвалида. И чтобы предотвратить отказ от ребенка и включить семью в реабилитационный процесс, социальный работник должен иметь реальные представление о перспективах ребенка и о той роли, которую надлежит сыграть семье в ходе его воспитания и развития.

Задача социального работника — помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитии его личности, на поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе. Для этого социальный работник оказывает образовательную помощь: предоставляет семье информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка, сообщает о возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льгот. Кроме того, социальный работник выступает в качестве посредника между медицинским персоналом и семьей, например, установить связь с другими родственниками, с семьями, испытывающими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить помощь.

Читайте так же:  если наследник умирает до вступления в наследство

Очень распространена такая форма работы с семьей, как патронаж. Патронаж помогает и дает им силы справиться с этими трудностями посредствам поддерживающих, реабилитационных, защитных и коррекционных действий. Медицинские и хозяйственно-бытовые услуги не исчерпывают возможности патронажа, в его рамках могут осуществляться различные виды образовательной, психологической, посреднической помощи, поэтому посещение клиента на дому является неотъемлемой формой работы социального работника во взаимодействии с семьей. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Таким образом, патронаж — одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещение клиентов на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать связи с клиентом, своевременно выявлять проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж делает работу социального работника более эффективной.

Необходимость использования метода консультации связана с тем, что значительная часть семей, имеющих ребенка-инвалида, находится в острых или хронических стрессовых состояниях, испытывающих трудности адаптации к своему новому статусу, имеют неустойчивую мотивацию к участию в реабилитационном процессе, сталкиваются со сложностями межличностного общения внутри семьи и с ближайшим окружением.

Также могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) — тренинги. Они дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе, развивает активность и уверенность родителей.

Посредническая помощь социального работника (звонки, письменные обращения в различные инстанции), позволяет в ряде случаев найти источники для оплаты лечения и отдыха ребенка, получить единовременное материальное пособие в сложившихся неблагоприятных обстоятельствах, установить телефон на льготных основаниях и др., то есть в какой-то мере улучшить материальное положение семьи. Надо отметить, что установление инвалидности ребенку определенной частью семей воспринимается очень болезненно, и поэтому семьи не всегда пользуются этим правом.

Читайте так же:  госуслуги регистрация ребенка до 14 лет

Таким образом, социальный работник в индивидуальных беседах, через образовательную и посредническую помощь, достигает эффекта психологической поддержки, воздействуя на чувства сомнения и страха, препятствующие контролю над ситуацией.

Социальный работник проводит специальные занятия, игры, отрабатывает разнообразные режимные моменты, бытовой труд, досуг и т. д. Также используются такие традиционные и не традиционные приёмы, методы и формы работы как занятие-путешествие, занятие-игра. Игры с песком — это одна из форм естественной деятельности ребёнка. Немаловажное значение уделяется игротерапии. Используются различные виды игр: дидактические, хороводные, подвижные, пальчиковые, сюжетно-ролевые и т. д. Через все виды этих мероприятий проходят такие формы совместной с ребенком деятельности, которые впоследствии помогут сформировать основные навыки и умения, расширяющие диапазон возможностей, доступных детям разных возрастов. Это навыки общения, навыки общей и тонкой моторики, навыки сенсорного (чувственного) познания мира, культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания, речевые и социальные навыки.

Поскольку успех коррекции обеспечивается регулярностью занятий, важно, чтобы с ребенком занимался не только социальный работник, но и сами родители в домашних условиях изо дня в день.

В ходе индивидуального занятия социальный работник может подобрать эффективные методы и приемы коррекционно-педагогической работы. С целью получения родителями своевременной педагогической информации о методах воспитания и развития малыша все занятия проводятся в их присутствии.

Наряду с лекциями проводятся практические занятия, на которых родители имеют возможность приобрести навыки по формированию нарушенных функций, умений и навыков у своих детей. Это могут быть педагогические игровые упражнения, семинары-практикумы, педагогические практикумы. Они направлены на овладение родителями такими способами организации совместной деятельности с ребенком, как упражнения, поручения, личный пример, постановка перспектив, игры, умением придавать ей воспитывающий и развивающий характер, умением заинтересовать ребенка совместной деятельностью и создавать условия для проявления в ней ребенком субъектной позиции.

Читайте так же:  пример рекомендации от работодателя

Хорошо зарекомендовали себя и такие формы как организация «круглых столов», «мозговой штурм», родительских собраний, дискуссий, конференций, детских праздников, клубов. В их подготовке принимают участие специалисты, дети и сами родители.

Видео (кликните для воспроизведения).

Наблюдая, как меняется ребёнок от занятия к занятию, как растёт и совершенствуется его мастерство, родители начинают меньше его опекать, больше ему доверять, предоставлять больше самостоятельности. Таким образом, социальный работник играет очень важную роль в жизни ребёнка-инвалида и его семьи.

социальная работа с детьми инвалидами
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here