государственная регистрация сервитута

Важные материалы в статье на тему: "государственная регистрация сервитута" с источниками и комментариями. Если в процессе прочтения возникли вопросы, вы всегда можете задать их дежурному специалисту.

Содержание

  • Однако, можно не регистрировать частный сервитут, в случае если одновременно выполняются следующие условия (п. 4 ст. 39.25ЗК РФ):

    • он устанавливается в отношении части публичного земельного участка;
    • его срок составляет менее трех лет;
    • в соглашении об установлении сервитута стороны определили, что он устанавливается без проведения кадастрового учета части участка и госрегистрации права (ограничения, обременения) на него.

    В этом случае границы действия сервитута устанавливаются согласно схеме, приложенной к соглашению (п. 4 ст. 39.25ЗК РФ).
    За регистрацией сервитута может обратиться одно из следующих лиц:
    1) лицо, приобретающее право ограниченного пользования земельным участком. В этом случае будет зарегистрировано вещное право такого лица, а также ограничение права и обременение участка;
    2) собственник (лицо, права которого ограничиваются). При этом регистрируется ограничение, обременение права.
    Если за регистрацией обратятся оба лица, сервитут будет зарегистрирован и как вещное право, и как ограничение, обременение.
    Отметим, что государственная регистрация частного сервитута может проводиться:

    • без одновременного кадастрового учета, если в реестр уже включены сведения о земельном участке или его части, на которую устанавливается сервитут;
    • с одновременным кадастровым учетом, если сервитут устанавливается на часть земельного участка, не учтенную в реестре. В этом случае обращаются те же лица, что и при государственной регистрации сервитута без одновременного кадастрового учета.

    Для государственной регистрации необходимы следующие документы:

    1) правоустанавливающие документы:
    — соглашение об установлении сервитута. Его нужно представить в следующем количестве экземпляров :
    — не менее чем в двух подлинниках, если оно совершено в простой письменной форме;
    — не менее одного подлинника и копии, если оно нотариально удостоверено.
    Если комплект документов направляется на регистрацию почтой, то соглашение должно быть удостоверено нотариально. Если оно подписано представителем по доверенности, также нужно приложить нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую полномочия представителя на его подписание.
    — решение суда, вступившее в законную силу. Его нужно представить в виде копии в одном экземпляре;
    2) доверенность и иные документы, подтверждающие личность и полномочия представителя Их нужно представить в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинным;
    3) иные документы. Они могут потребоваться в отдельных ситуациях. Например, если сервитут публичного участка допускается только с согласия органов государственной власти или местного самоуправления, такое согласие нужно приложить к заявлению. Акты органов власти представляются в виде одной надлежаще заверенной копии.
    Если одновременно проводитсягосударственная регистрация сервитута и кадастровый учет части земельного участка, дополнительно нужно приложить межевой план. В этом случае в нем должны быть приведены сведения о части участка.
    План не потребуется, если ранее часть объекта недвижимости уже ставилась на кадастровый учет, но была снята в связи с прекращением ограничения (обременения). В этом случае часть участка будет поставлена на учет по ранее представленному межевому плану, при условии, что не изменились ее границы.
    При подаче документов учитывайте, что:

    • по своей инициативе вы можете представить и другие документы, необходимые для государственной регистрации прав;
    • существуют специальные требования при подаче документов в электронном виде.
    Читайте так же:  подсудность расторжение брака

    Размер пошлины за государственную регистрацию сервитута составляет (пп. 31 п. 1 ст. 333.33 НК РФ):

    • 6 000 руб., если сервитут устанавливается в интересах организаций;
    • 1 500 руб., если сервитут устанавливается в интересах граждан.

    Срок уплаты госпошлинызависит от способа подачи документов на государственную регистрацию (пп. 5.2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ):
    1) до подачи документов — если они подаются лично или направляются по почте;
    2) после их подачи, но до принятия документов к рассмотрению — если они подаются в электронной форме.
    Если на момент приема документов госпошлину вы не уплатили, то вам выдадут (направят) уникальный идентификатор платежа (УИН) для ее уплаты с указанием даты, до которой необходимо уплатить государственную пошлину. Укажите этот УИН в платежном поручении, чтобы Росреестр мог идентифицировать вас и получить подтверждение оплаты в системе о государственных и муниципальных платежах.
    Уплатить госпошлину должен тот, кто обращается за государственной регистрацией.
    Обратите внимание, что если соглашение заключено с органом государственной власти или местного самоуправления, то обратиться за регистрацией должен именно этот орган. При этом они освобождены от уплаты госпошлины. Следовательно, в этом случае госпошлина уплачиваться не будет.
    Если за регистрацией одновременно обращаются обе стороны соглашения, то госпошлина распределяется между ними. В данном случае размер госпошлины делится на количество участников. При наличии лиц, освобожденных от уплаты госпошлины, она распределяется на всех лиц, но названные лица ее не уплачивают.
    Если соглашение заключено между организацией и гражданином (в том числе ИП), организация не будет уплачивать госпошлину, если обращаться за государственной регистрацией будет физическое лицо. Если же организация и гражданин обратятся за регистрацией сервитута одновременно, то размер госпошлины для организации будет меньше, чем если бы обращалась только она.
    Документы для государственной регистрации сервитута подаются в общем порядке, предусмотренном для государственной регистрации прав на недвижимость.
    Срок регистрации сервитута составляет (ч. 1 ст. 16 Закона о регистрации):

    Читайте так же:  срок исковой давности по защите прав потребителей

    Особенности осуществления государственной регистрации сервитута

    Правовое понятие сервитута закреплено в части 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ и статье 23 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (далее ЗК РФ) .
    Согласно вышеуказанных норм закона, собственник недвижимого имущества вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

    Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности регламентирован статьей 39.26 ЗК РФ.

    Сервитут может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

    Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее-Закон о регистрации).

    Особенности осуществления государственной регистрации сервитута и внесения в Единый государственный реестр недвижимости записей (далее ЕГРН) о государственной регистрации сервитутов регламентированы статьей 52 Закона о регистрации, разделом 6.5. Приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 «Об установлении порядка ведения ЕГРН, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки».

    Читайте так же:  как оформить двигатель от другой машины

    Государственная регистрация сервитута осуществляется на основании заявления лица, приобретающего право ограниченного пользования чужой вещью, или лица, права которого ограничиваются, в том числе в случае, если сведения о месте и об условиях ограниченного пользования чужим объектом недвижимости установлены судебным актом или соглашением об установлении сервитута. В случае если заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, допускается при наличии согласия органа государственной власти или органа местного самоуправления, к документам, представляемым для проведения государственной регистрации сервитута, прилагается согласие указанных органа государственной власти или органа местного самоуправления.

    При внесении записей об ограничении (обременении) указываются: вид ограничения: предмет сервитута; срок, условия сервитута; лицо (объект), в пользу которого установлен сервитут: данные о гражданине, юридическом лице или объекте, для которого установлено право ограниченного пользования, либо слово «Публичный», когда сервитут является публичным указывается учетный номер такой части. При переходе права собственности на объект недвижимого имущества, обремененный сервитутом, в запись об ограничении (обременении) со статусом «актуальная» изменения не вносятся

    Сервитут может устанавливаться как в отношении всего земельного участка, так и в отношении части земельного участка.

    Для внесения в кадастр недвижимости Единого государственного реестра недвижимости сведений о сервитуте, необходимо подготовить межевой план на образование части земельного участка, подготовленный в соответствии с требованиями Закона о регистрации и Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке»

    В соответствии со статьей 17 Закона о регистрации, пунктом 31 части 2 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ за государственную регистрацию сервитутов в интересах физических лиц уплачивается государственная пошлина в размере 1 500 рублей; в интересах организаций — 6 000 рублей.

    Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 14 Закона о регистрации в связи с образованием части объекта недвижимости, на которую распространяются сервитут, государственный кадастровый учет и государственная регистрация сервитута осуществляется одновременно, за исключением образования части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута.

    Порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Читайте так же:  код дохода 1400 в справке 2 ндфл

    Начальник отдела регистрации земельных участков

    Управления Росреестра по Владимирской области

    Видео (кликните для воспроизведения).

    О Росреестре

    Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, навигационного обеспечения транспортного комплекса, а также функции по государственной кадастровой оценке, федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Подведомственными учреждениями Росреестра являются ФГБУ «ФКП Росреестра» и ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД». В ведении Росреестра находится ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ». 13 октября 2016 года руководителем Росреестра назначена В.В. Абрамченко.

    ВС РФ об установлении сервитута на земельный участок

    26 апреля Верховный суд РФ опубликовал обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок. Мы расскажем об основных выводах.

    Вы узнаете, в какой суд обращаться об установлении, изменении условий или прекращении сервитута. Мы объясним, что делать, если в Едином государственном реестре недвижимости нет сведений о части земельного участка, обременяемого сервитутом.

    Что такое сервитут и как его получить

    Мы уже рассказывали вам о том, что сервитут – это право ограниченного пользования чужим объектом недвижимости (ст. 1 N 122-ФЗ). Это право передаётся другому лицу по праву обременения.

    Право обременения по-другому называется правом ограничения. Его определение дано в п. 1 ст.1 Закона о государственной регистрации прав. Закон или уполномоченные органы устанавливают ограничения для владельца земли при его осуществлении права собственности или других вещных прав на земельный участок.

    Сервитут бывает нужен жителям соседних домов, чтобы проложить через чужой земельный участок коммуникации и пользоваться ими. Сервитут может существовать вне связи с пользованием земельным участком.

    Если вы получили сервитут, это не значит, что участок перешёл вам во владение и его собственники лишились права им пользоваться (п. 2 ст. 274 ГК РФ). Собственники продолжают пользоваться им, но с определённой целью, которая устанавливается договором или соглашением.

    Чтобы получить сервитут нужно добиться согласия собственников МКД. Достаточно будет простого большинства голосов на ОСС. После этого заключается соглашение или договор. Этот документ включается в состав техдокументации МКД.

    Какой суд рассматривает вопросы о сервитуте

    Чтобы точно определить, в какой суд обращаться для решения вопросов о сервитуте, уточните субъектный состав участников спора и характер правоотношений. Есть два варианта – суд общей юрисдикции или арбитражный суд.

    • экономические споры;
    • дела с участием ЮЛ и ФЛ, осуществляющих предпринимательскую
    • деятельность без образования юридического лица и имеющих статус ИП;
    • дела с участием РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов и т.д..
    Читайте так же:  запрет на выезд за границу судебные приставы

    Суды общей юрисдикции занимаются делами, предусмотренными ч. ч. 1 и 2 ст. 22 ГПК РФ. Но не разрешают экономические споры и дела, которыми занимаются арбитражные суды.

    • если у сторон спора есть статус предпринимателей,
    • если спор идёт между ИП в отношении земли, не используемой для предпринимательской деятельности.

    Но этот факт не говорит о том, что спор носит экономический характер и должен рассматриваться арбитражным судом.

    Верховный суд в пример приводит определение районного суда. Он прекратил производство по иску об установлении сервитута. Истец имел статус индивидуального предпринимателя и просил установить сервитут в отношении земли. Сервитут ему был нужен, чтобы обеспечить доступ к принадлежащему ему земельному участку и нежилым помещениям.

    Районный суд установил, что истец – собственник объекта коммерческого назначения. Его интерес – обеспечить проезд транспорта для провоза товаров. Спор имел экономический характер, поэтому должен был рассматриваться арбитражным судом.

    Но не всегда у судов общей юрисдикции нет полномочий для разрешения подобных споров. Например, спор об отмене сервитута может рассматривать суд общей юрисдикции и арбитражный суд. Всё зависит от того, какой суд установил сервитут.

    Что делать, если в ЕГРН нет сведений о земельном участке

    В ЕГРН может не быть данных о части земельного участка, на который накладывается сервитут. Верховный суд РФ объяснил, что это не препятствует государственной регистрации сервитута. И привёл пример.

    • провести кадастровые работы,
    • определить координаты характерных точек границ части участка,
    • поставить на кадастровый учет часть земельного участка.

    Только после этого можно было вновь приходить с заявлением о регистрации сервитута.

    Заявитель обратился последовательно в несколько судов, но везде проиграл. Наконец, дело дошло до окружного суда. Его постановление отменило решения предыдущих судов, потому что в Законе о государственной регистрации прав нет обязательного требования о кадастровом учёте части земельного участка при заключении соглашения о сервитуте.

    Такое требование применяется только к земельным участкам, которые находятся в собственности государства или муниципалитета. Исключение – соглашение заключается менее чем на три года (ст. 39.25, 39.26 ЗК РФ).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Чтобы зарегистрировать сервитут нужно представить документы, отражающие сферу действия сервитута и его содержание. Сервитут необходимо зарегистрировать в отношении всего земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН.

    государственная регистрация сервитута
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here